История Военных трибуналов. есть история создания революционно-военных судебных учреждений, первоначально средствами и распоряжением исключительно военного ведомства, и затем дальнейшего постепенного их объединения, слияния и организацион. увязки с общей судебной системой РСФСР и СССР.

Военные трибуналы.
Такова формальная история Военных трибуналов. Посуществу же это есть история учреждения органов судебной репрессии, при помощи которых революция в героический период своего развития укрепляла и поддерживала строительство Красной армии. Впервые революц.-военные трибуналы были учреждены приказом председателя Революционного Военного Совета Республики от 4 февраля 1919. Вслед за этим была организована целая сеть военно-судебных учреждений. Название «трибунала» было дано по аналогии с уже сформированными к тому времени гражданскими революционными трибуналами.
Основное отличие заключалось в назначении всего состава Военного трибунала. Реввоенсоветом Республики и в отсутствии в них народных заседателей. В качестве единственных мотивов, к-рыми должны были руководствоваться Военные трибуналы при определении приговоров, были указаны «интересы Союзной Республики, обороны ее от врагов социальной революции и интересы классовой борьбы за торжество пролетариата, как это подсказывают им революционное коммунистическое правосознание и революционная совесть».
Декларативный политический характер этой последней формулировки определил и юрисдикцию Военного трибунала, к-рым были подсудны все политические дела и преступления военного характера, совершенные военнослужащими определенных категорий. Военные трибуналы действовали при РВСР, и ни обжалования, ни кассации их решения не знали. В этом заключалось второе их коренное отличие от гражданских трибуналов. Военные трибуналы не знали затем ни защиты, ни обвинения, дела докладывались в них членом Военного трибунала. Сообразно с этим Военные трибуналы строились при реввоенсоветах фронтов, армий и даже дивизий как необходимое, по условиям обстановки, гибкое, послушное орудие судебной репрессии.
Это Положение, просуществовав до конца 1919, было заменено другим Положением о революционных Военных трибуналов, согласованным уже с принципами общей юстиции и утвержденным в законодательном порядке. В отличие от первого, здесь был более детально разработан вопрос о подсудности, с сохранением, однако, их структурного состава, с тем отличием, по новому Положению, что могли быть допущены при слушании дела стороны—обвинение и защита, и был введен, в качестве обязательного, ряд процессуальных норм, действовавших в гражданских трибуналах, как-то: обязательность допуска защитника, раз участвует обвинитель, и нек-рые другие; подробнее разработана процессуальная сторона, при чем общая задача Военного трибунала была определена как задача борьбы с преступлениями военнослужащих,—преступлениями, «каковые по своему характеру или положению лиц, их совершивших, создают опасность для советского социалистического строя республики, укрепления в ней завоеваний революции и для ее обороны», а также для борьбы с теми деяниями, «развитие коих в районе военных действий влечет за собой дезорганизацию, понижение боеспособности Красной армии».
Однако, коренным отличием этого Положения от общего Положения о гражданских трибуналах было отсутствие кассационного обжалования приговоров Военного трибунала, замененного своеобразной ревизией сверху. Всякий приговор, всякий расстрел доводился до сведения Реввоенсовета Республики, от которого зависело утвердить его или обратить дело на новое рассмотрение. Это своеобразное право вполне отвечало требованиям времени, так как давало руководящему военному учреждению возможность нормировать и направлять линию политики трибуналов в соответствии с нуждами Красной армии.
Кроме того, каждый вышестоящий трибунал имел такое же право поверки трибуналов нижестоящих. Закон 20 ноября 1919 был последним, определившим организационное строение Военного трибунала, сохранившееся, в общем, неизменным и до наст. момента—лишь с незначительными изменениями, как введение военной прокуратуры и допуск кассаций по приговорам, вынесенным вне местностей, объявленных на военном положении или на театре военных действий. Начиная с 1920 происходит сращивание Военного трибунала с гражданской судебной системой, при чем они все же остаются самостоятельным судебным учреждением. Как судебная система Военного трибунала связаны исключительно с Верховным судом Союза, подчинены его Военной коллегии, являющейся для них и кассационным центром.
В условиях мирного времени они объективно сейчас ничем фактически не отличаются от нормальных судов, включая в свой состав и народных заседателей, все больше в этом отношении приближаясь к общим судам и лишь в скрытой форме сохраняя ряд своих особых потенций и полномочий, к-рые должны будут себя выявить в эпоху военной обстановки, когда военные трибуналы оживут уже не в качестве нормальных судов, а опять в качестве судов исключительных, со специальными функциями—поддержания боеспособности Красной армии. Нынешняя подсудность воен. трибуналов ограничена преступлениями воинскими и теми преступлениями невоинского характера, которые влекут за собой нарушение боеспособности и мощи Красной армии.

