При значительной численности современных армий, при колоссальных массах военного имущества и снабжения, необходимого для них, быстрое сосредоточение их в начале войны и маневрирование ими во время операций, являющееся обязательным условием успешности действий войск, крайне затруднительно без мощного развития путей сообщения.

Военные сообщения.
Сеть путей сообщения, намечаемая еще в мирное время в соответствии с планом войны, используется для военных целей следующим образом: в приграничной полосе, где расквартированы и будут действовать части армии прикрытия, Военные сообщения дадут возможность маневрировать этими частями, что необходимо для успешного решения задачи обеспечения сосредоточения (развертывания) главных сил, действующих на данном театре. Внутри данного театра военных действий, в тылу приграничной полосы, Военные сообщения нужны для перевозок, вызываемых потребностями мобилизации войск и учреждений, для сосредоточения частей, входящих в состав корпусов, для сосредоточения (развертывания) корпусов в намеченной зоне, под прикрытием действий частей армии прикрытия.
После окончания сосредоточения главных сил Военные сообщения необходимы:
а) для исполнения маневров как мелких, так и более крупных частей;
б) как пути подвоза армиям и их составным частям всего необходимого для жизни и боевых действий (см. Военные снабжения);
в) для вывоза (эвакуации) из армий и из районов их действий всего излишнего, стесняющего свободу маневрирования войск.
Разрабатывая маневр, необходимо сочетать все возможные военные сообщения и рассчитать передвижения так, чтобы осуществление маневра было закончено к назначенному времени, без малейшего опоздания и в известной последовательности прибытия частей в районы сосредоточения. В тылу действующей армии Военные сообщения нужны прежде всего для подвоза и эвакуации; обычно для того и для другого избираются, устраиваются и служат одни и те же пути. Путь подвоза (эвакуации) в каждой армии начинается в глубоком тылу от погрузочной станции (базисные магазины); он может состоять из сочетания всякого рода путей; при современных условиях, обычно, это будет достаточно развитой жел. дор. путь,.
Головной участок ж. д. обычно эксплуатируется воен. жел.-дор. частями и входит в состав военной дороги (см.). Военные сообщения в тылу каждой армии устраиваются и обслуживаются соединенными усилиями армейского командования и Народного комиссариата путей сообщения, к-рый формирует головные и ремонтные поезда, дорожные отряды. Организация управления Военными сообщениями состоит в следующем:
в центре — Управление Военные сообщения, входящее в состав штаба РККА;
в военном округе (фронте, армии)—Управление Военные сообщения округа (фронта, армии), которое по вопросам местных перевозок выполняет требования командования средствами, имеющимися в его распоряжении.
Во главе военной дороги стоит начальник военной дороги, обычно подчиняющийся начальнику Военным сообщениям армии. На линиях ж. д. и водных путях руководство выполнением воинских перевозок лежит на линейной организации Военных сообщений,- к-рая состоит из представителей Наркомвоенмора при правлениях ж. д. и пароходств. В ведении военных представителей находятся коменданты ж.-д. узлов, участков, станций и пристаней на водных путях. В отличие от дореволюционного времени, в наст, время тыловой телеграф и почта изъяты из ведения службы Военных сообщений в особую «службу связи».
Линии воздушн. сообщений также не входят в круг ведения службы Военных сообщений. Мобилизация для нужд войны промышленности и народного хозяйства в целом, использование ресурсов союзников или нейтральных стран, главным образ., путем морского подвоза, грандиозное увеличение глубины тыла армии, —все эти особенности последней войны, при ее длительности и разрушительности, сделали вопрос о путях и средствах сообщений одним из важнейших факторов современного военного искусства.

