Жоффруа де Виллардуэн родился около 1150 года и умер между 1212 и 1218 годами на Востоке. Его обязанности, семейные связи и его собственные подразумевали, что ему приходилось заниматься административными и политическими делами графства Шампань.

Четвертый крестовый поход
Мы знаем, что он выступал там в качестве арбитра несколько раз, начиная с 1195 года. Лишь с 1199 года жизнь Виллардуэна относительно хорошо известна нам благодаря его хронике «Завоевание Константинополя».
В том же году он принял крестный путь, став преемником своего сюзерена, Теобальда Шампаньского, и управлял материальными вопросами перевозки крестоносцев на Восток, в частности, выступая в качестве представителя его комиссии по соглашениям о посадке в Венеции.
После смерти Теобальда в 1201 году он предложил и добился принятия имени маркиза Бонифация Монферратского в качестве своего преемника. Начало крестового похода в Венеции было назначено на июнь 1202 года.
На протяжении всего Четвертого крестового похода он играл ведущую роль: в 1205 году Балдуин VI Эно поставил его во главе армии, отправленной в Адрианополь, и назначил маршалом Румынии, то есть всей Латинской империи.
Вероятно, Виллардуэн писал свою историю не день за днём, а сразу после описываемых им событий, то есть между 1207 и 1213 годами. Точность и достоверность его воспоминаний поразительны; его хронология весьма достоверна, более того, он добросовестно анализирует цитируемые им акты и часто воспроизводит их содержание.
Если в его рассказе очевидна попытка оправдать своё участие в отклонении экспедиции от Святой Земли и мусульманского Египта в сторону христианской империи Константинополя, то Виллардуэн обладает правдивостью, которая, хотя и подвергалась частым критикам, была признана и подтверждена новейшими историческими трудами.
Произведение охватывает период с 1199 по 1207 год. Оно начинается с проповеди о Четвёртом крестовом походе, прочитанной Фульком, приходским священником из Нейи-сюр-Марн, и заканчивается упоминанием о смерти Бонифация Монферратского в Мессинополе, покровителя Виллардуэна.
Хотя в произведении Виллардуэна, стремящегося лишь к ясности повествования о сложных и запутанных событиях, совершенно отсутствует забота о стиле, это стремление к строгости и ясности придает произведению выразительность и достоинство, не исключающие живописности описаний и реконструкций; некоторые страницы, такие как заключение договора в Венеции, облик Константинополя в глазах крестоносцев, нападение на город, смерть Монферрата, представляют собой настоящие страницы антологии.
Том II: Поэма анонимного автора (первая часть)
Текст составлен: Эжен Мартен-Шабо. «Убейте их всех, Бог узнает своих!»
В одной фразе, произнесенной, как говорят, Арно-Амори, аббатом Сито, незадолго до резни в Безье, как будто подытоживается вся история Крестового похода против альбигойцев. Однако он продолжался почти полвека, до трагического финала – костра в Монсегюре, где последние двести катаров были сожжены заживо, окруженные частоколом и под усиленной охраной.
Кем были эти сотни тысяч людей, осмелившихся бросить вызов Папе, его духовенству и одной из сильнейших армий всех национальностей, поставленной на военную службу, как и армии крестоносцев в Святой Земле?
Об этом и повествует нам «Песнь об альбигойском крестовом походе», насчитывающая около десяти тысяч стихов на древнепровансальском языке, написанная и прочитанная при дворе или перед простым народом Лангедока двумя священнослужителями — поэтами, из которых по крайней мере один, весьма благосклонно настроенный к еретикам, остался совершенно неизвестным.

