Железные дороги во время войны играют важнейшую роль в деле стратегического использования вооруженных сил.

Железные дороги
Еще в 1852 Энгельс считал, что «железные дороги и электрический телеграф уже теперь дали бы повод талантливому генералу или военному министру к совершенно новым комбинациям:». Во второй половине 19 в., в первый период использования Железные дороги для поенных целой, наблюдались довольно большие промежутки времеии между началом мобилизации, сосредоточенном войск к границе и началом боевых операций.
В 1859 для сбора 67.000 человек потребовалось 5 месяцев, в 1866 100.000 человек собрались в 2 месяца; в 1870 330.000 чел. немцы сосредоточили на границе уже на 18-й день; в 1914 через несколько часов после объявления мобилизации около двух германских корпусов было сосредоточено па границе Франции для прикрытия отмобилизовывающейся гермапской армии, а на второй день миллионная гермапская армия перешла бельгийскую границу и повела наступление, опираясь па Железнодорожную сеть.
Быстрое развитие Железных дорог заставило большинство мероприятий по подготовке к войне, проводившихся раньше после объявления войны, перенести па довоенный период, н, наоборот, в план организации обороны страны в довоенный период входит развитие Железнодорожной сети, в частности постройка стратегических Железных дорог, соответствующих принятому оперативному плану. Развитие Железнодорожной сети в определенных направлениях указывает на возможность использования соответствующих участков для стратегического маневра. Так, постройка густой сети германской Железнодорожной сети против бельгийской границы перед 1914 указывала на возможность германского маневра с этой стороны.
Заключение
Никакой другой вид механического транспорта (например, автомобильный) не может в современную эпоху выполнить ту работу, которая лежит на железных дорогах как на орудии действий массовых армий.

