Военно-инженерное дело

от | Окт 17, 2025 | Искусство войны | Нет комментариев

Spread the love
Время на прочтение: 10 минут(ы)

Наиболее полный разгром противника достигается его окружением и уничтожением окружённых сил. Для выполнения этого манёвра подвижная группа (или группы), прикрывая себя с открытого фланга, выходит в тыл намеченной к разгрому группировки противника. Чётко организованными действиями подвижной группы (или групп), авиации и общевойсковых соединений кольцо оперативного окружения сжимается, и создаётся сплошной фронт, прочно обеспеченный с внешних направлений.

Военно-инженерное дело

Военно-инженерное дело

 В дальнейшем окружённая группировка раскалывается и уничтожается по частям. Если окружение осуществить не удалось и противник начал отход, армии немедленно организуют преследование и неотступно ведут его до полного уничтожения противника.

Военно-инженерное дело, включает в себя ряд разнородных, военно-технических специальностей: полевые и долговременные оборонительные работы, подрывное дело, переправочное, понтонное, дорожно-мостовое, автомобильное, ж.-д., прожекторное дело, электротехнику и др.

 Как отрасль военного искусства Военно-инженерное дело получило оформление во Франции в 17 веке (Лувуа), в России—указом Петра I в 1712. До этого времени объединения отдельных специальностей не было, но все же ряд применявшихся в военном деле видов техники должен быть отнесен по своему характеру к Военно-инженерному делу.

Состав специальностей, относящихся к Военно-инженерному делу, является условным и зависит как от требований, которые ставит военное искусство технике, так и от возможностей техники для осуществления поставленных задач. В древние века основной задачей инженерной техники было содействие обороне пунктов, важных в экономическом, политическом и стратегическом отношениях, а в некоторых случаях—и прикрытие государственных границ. Для этой цели применялось строительное искусство в виде постройки крепостей (Карфаген в 5 в. до хр. э.) или пограничных стен (Великая Китайская сте-на в 2.400 км, построенная за 200 лет до х р . э., Дербентская — между Каспийским морем и Главным Кавказским хребтом, и др.). Кроме обороны, инженерная техника должна была помочь и атаке укрепленных пунктов, с каковой целью применялась постройка укрытых подступов, штурмовых башен, подкопов.

Широкие операции крупных армий Рима (до 100 т. ч.) с организацией питания из тыла (походы Юлия Цезаря в Галлию, Бельгию, Германию в 1 веке до х р . э.) требовали обеспечения их дорогами как для продвижения войск, так и для подвоза продовольствия. Благодаря высокому развитию у римлян техники дорожного дела, дорожные работы для военных целей получали большое развитие и выполнялись как самими войсками, так и специальными дорожными отрядами («фабри»). Во время походов требовалось прикрытие лагерей от нечаянного нападения полевыми оборонительными постройками. Римские легионеры в походе носили для работ лопаты, а иногда и материалы для палисадов.

Помимо такого охранительного прикрытия в походах, были случаи применения полевых оборонительных построек и для боя (лагерь Юлия Цезаря на р. Эн против бельгийских племен, лагерь галла Верцингеторикса у Алесии в 1 в. до хр. э.). Были случаи применения и больших гидротехнических работ (Цезарь на р. Эбро в Испании). Военно-инженерное дело римской армии стояло очень высоко, чему способствовало высокое состояние гражданской строительной техники. В ср. вв. численность армий феодального периода в Европе сократилась; сократился масштаб и характер операций, но применение Военно-инженерного дела по существу не изменилось (постройка укрепленных замков и городских стен, помощь их атаке).

Имеются примеры организованного исправления дорог на марше (походы в. кн. Владимира в 1015, в. к н . Дмитрия Ивановича в 1380, кампания во Фландрии в 1382).

 Не чуждо было Военно-инженерное дело и народам Востока: при осаде городов монголы широко применяли фашины, подкопы, заваливание рвов, земляные мешки, мосты, порох для взрывов, устройство плотин, наводнений.

Важное значение дорог приводит к порче их отходящей армией на пути движения наступающего и к сжиганию мостов (операции Эдуарда I I I во Фландрии в 1346). Появление пороха (11 в.), огнестрельного ручного оружия и артиллерии (14 в.) вносит изменение в Военно-инженерном деле и вызывает его развитие. В стратегии 16—18 веков взятие или оборона крепостей является одной из главных це-лей операций. Осадное искусство, а с ним и Военно-инженерное дело  выдвигаются на первый план: усложняется техника крепостного строительства, вырабатывается система осадных работ (Франция, 17 век—инженер Вобан). Слабость артиллерии против крепостных сооружений вынуждает атакующего прибегать к подземным взрывам, появляется подземно-минная война (осада Казани в 1552).

В 18 веке широко применяется позиционное искусство (Шварцвальдские линии 1713—14,Фонтенуа1745,Бреславль-Кунерс-дорф 1751 — 59). Увеличение численности армий после феодального периода (до 50— 100 т.) и введение регулярного снабжения продовольствием из тыла (магазины, пятипереходная система) увеличивают роль дорог для подвоза (при движении Иоанна IV на Казань впереди войск следовали «яртоульные дружины», исправлявшие, на подобие нынешних сапер, дороги и мосты при помощи местных жителей). Вопросы продовольствия в эпоху постоянных армий определяют и ограничивают размах операций. Фридрих II Прусский в 18 веке для подвоза снабжения строил каналы; развивается применение дорожно-мостового дела, армии становятся чувствительны к своим сообщениям. Для облегчения маневрирования войск в 17 в. при армиях возятся понтоны. В России понтонная служба учреждена Петром I в 1712 (сформирована понтонная рота), но В течение 110 лет (до 1822) понтонное дело считается артиллерийским.

В 1702 в России сформирована первая инженерная часть— минерная рота. «Дело минеров есть при строении городов и осадах чинить подкопы, вести сапы, а во время нужды с прочими подкопщиками путь и мост армейскому ходу починивать»,—говорится в регламенте Петра I 1716 По указу 1721, производство инженерных работ становится обязанностью войск, а руководство возлагается на строевых начальников. Для подготовки специалистов за границей и в России учреждаются инженерные школы (конец 17 и начало 18 вв.). Появление постоянных армий приводит к развитию казарменного строительства (Франция в 17 веке). Конец 18 и 19 вв. характеризуются появлением новых средств инженерной техники. В эпоху войн Наполеона I Франция имеет уже развитую сеть шоссейных дорог. Шоссе приобретает большое значение для подвижности армии, и Наполеон I для обеспечения переброски войск в любое время года прибегает к постройке шоссе.

Разрушение дорог и мостов при отходах и обороне становится обычным явлением.

Быстрое маневрирование требует хорошей постановки мостового дела при переправах через реки (переправа Наполеона I через. Дунай у Вены перед Ваграмским сражением в 1809). Стратегия Наполеона I ставит целью операций живую силу врага, что приводит к умалению роли борьбы за крепости (Наполеон осаждал только крепости—Мантую в 1796 и Данциг в 1807). Вместе с тем война захватывает ряд разъединенных театров, операции ведутся на широком фронте, в больших размерах, что увеличивает значение технической связи. В армии вводится применение для связи оптического телеграфа (начало 19 века).

Появление в 1783 первых аэростатов (см.) привело к применению их для разведки в 1794 под Мобежем, Шарлеруа, Флерюсом. К 1795 во Франции сформированы воздухоплавательная школа и две воздухоплавательных роты. В первой половине 19 века развивается применение электротехники для связи, подрывного дела, подводно-минного дела и пр., и в 1840 в. гвардейском саперном батальоне русской армии формируется гальваническая команда. В 1825 в Англии строится первая ж . д . , а к началу Крымской кампании (1853 — 1856) ж.-д. дело получает широкое развитие. Вместе с тем массовые армии требуют применения ж . д. для переброски, питания, снабжения, и отсутствие на юге России не только железных (в России их было всего ок. 900 км), но и шоссейных дорог ставило русскую армию в тяжелое положение.

Впервые ощутительное применение ж . д. нашли в Австро-итальянской войне 1859, но слабо развитая сеть Ломбардии едва удовлетворяла потребность в оперативных перевозках, не говоря о снабжении. Повышение роли шоссейных и ж . д. вызывает развитие подрывного дела для их разрушения (Маджентская операция 1859). Борьба за сообщения получила крупное развитие в гражданскую войну в Соед. Штатах Сев. Америки (1861—65). Шоссейных дорог Америка не имела, но ж . д. было до 53 тыс. км. На них и легла вся тяжесть перевозок. Впервые у северян появляются ж.-д. войска, численность которых достигает 15 тыс. ч. при большом запасе имущества. Широкое развитие получает полевая фортификация. В 1870—71 немцы почти не имели ж.-д. войск, почему на постройку обходной ветки вокруг крепости Мец длиной в 30 км им пришлось затратить 6 недель. Впервые в армейском тылу регулярно работает телеграф.

В русской армии телеграфная служба включена в специальность полевых инженерных войск в 1870, в 1877 сформированы подводно-минные инженерные части, а в 1891—воздухоплавательные. В 1910 в разных государствах устанавливается автомобильная повинность, в том же году в России формируются первые автомобильные части как войска службы военных сообщений.

В конце 19 века на службе армии были введены прожекторы сначала во флоте и для береговой обороны, а затем в крепостях.

 В 1908 полевая прожекторная служба в России возложена на саперные батальоны. С появлением авиации она т а к ж е включена в Военно-инженерное дело и выделена только во время империалистской войны.

Т . о., к началу империалистской войны к Военно-инженерному делу в большинстве армий относились:

  1. полевая и долговременная фортификация,
  2. подрывное и подземно-минное дело,
  3. переправочное,
  4. понтонное,
  5. дорожно-мостовое,
  6. прожекторное дело,
  7. электротехника,
  8. сооружение необоронительных построек (лагерно-бивачных),
  9. гидротехника,
  10. воздухоплавание и авиация,
  11. служба связи,
  12. подводпо-минное дело.
  13. В России жел.-дор. дело было выделено в 1904 и
  14. вместе с автомобильным делом относилось к службе военных сообщений.
  15. В Германии и Австрии к войскам «сообщений» вместе с не .-д. причислялись и телеграфные (отдельные телеграфные батальоны).
  16. Во Франции до 1914 в инженерные полки входили пионерные (саперные), ж.-д., телеграфные и воздухоплавательные части.

При таком разностороннем комплексе специальностей, в задачи Военно-инженерного дела в 1914 входило:

1) облегчить маневрирование своих войск (переправочное, понтонное, дорожно-мостовое, автомобильное и ж.-д. дело);

2) затруднить маневр противника (полевая и долговременная фортификация, подрывное дело);

3) выполнять вспомогательные задачи и работы (пролеекторная служба, электротехника, необоронительные постройки, гидротехника);

4) вести разведку (воздухоплавание и авиация);

5) организовать связь.

Позиционный характер империалистской войны дал самое широкое развитие полевым оборонительным постройкам как при обороне, так и при наступлении (плацдармы). На Западе на 1 км укрепленной полосы расходовалось до 3 тыс. м3 бетона. На фронты немцы отправили до 6.000 поездов цемента. Русская армия израсходовала до 800 т. m колючей проволоки.

На плацдарме в Шампани в 1915 французами было открыто до 1 т. км траншей, при чем вынуто в твердой меловой породе до 2 млн. м 3 грунта.

 В тактическом отношении военно-инженерная оборона войск во время империалистской войны претерпела значительную эволюцию. От оборонительной линии она перешла к оборонительной полосе, а к концу войны еще более углубилась, применяя три оборонительных полосы, строящихся с таким расчетом, чтобы артиллерия не могла подавить следующей полосы, пока не взята предыдущая. Борьба за крепости, благодаря мощным артиллерийским средствам атаки, не совершенству крепостей и отсутствию оперативной связи их с армией, приобрела быстротечный характер; однако, инженерное дело со стороны атаки значительного применения не находило. В связи с этим, после империалистской войны сухопутных крепостей уже больше не строят, а сооружают рассредоточенные по фронту и в глубину укрепленные районы как часть общего боевого фронта.

Разрушения при отходах приняли грандиозные размеры и привели к созданию «опустошенных полос». Впервые применены мины замедленного действия. Узкий размах операций до 1918 не вызывал особой нужды в дорожно-мостовых работах при наступлении, но тыловые пути потребовали огромных усилий. Широко развилось применение автомобилей (всего в армиях до 300 тыс. штук) и узкоколейных ж . д. В связи с развитием авиации, особое значение приобрели зенитные прожекторы (на обороне Парижа до 120 штук), и развилась новая специальность — техническая маскировка. Большое скопление войск вызвало развитие техники водоснабжения (Англия, Германия).

Количество инженерных войск во французской армии с 4 , 9 % к концу войны возросло до 6,9%. Гражданская война вызвала усиленную порчу и восстановление ж . д.; остальные виды Военно-инженерного дела значительной роли в ней не играли.

После империалистской войны к области Военно-инженерному делу в большинстве армий

относятся:

  • полевая и долговременная фортификация,
  • техническая маскировка,
  • подрывное и подземно-минное дело,
  • переправочное, понтонное и дорожно-мостовое дело,
  • прожекторная служба (зенитные прожекторы в артиллерии),
  • электротехника, гидротехника и необоронительные постройки.
  • Связь выделена.
  • Ж .-д. и автомобильное дело относятся к службе военных сообщений,
  • подводно-минное—к морской службе.
  • В Германии к Военно-инженерному делу относилось огнеметное дело, в
  • Соед. Штатах Северной Америке—служба топографии.

Особенностями Военно-инженерного дела являются:

1) чрезвычайная универсальность службы в целом и разнохарактерность входящих в нее специальностей и

2) строительный характер основных специальностей. Основные задачи Военно-инженерного дела —облегчить маневр своих войск и стеснить маневр противника—разрешаются оборонительными, подрывными, переправочными и дорожно-мостовыми работами, т. е. строительными специальностями; остальные специальности имеют вспомогательное значение и получают развитие в зависимости от обстановки (в безводных районах повышается значение водоснабжения, зимой— жилья);

3) строительный характер основных специальностей вызывает при применении Военно-инженерного дела потребность в материалах, рабочих и времени для производства работ, что усложняет применение их при быстрых маневрах и требует тщательной организации работ;

4)кроме узких специальностей (прожекторы, понтоны, автомобили), применение Военно-инженерного дела является обязанностью не только инженерных частей, но и самих войск (оборонительные, дорожно-мостовые, маскировочные и простейшие переправочные работы);

5) применение тех или других специальностей Военно-инженерное дело  обусловливается видом операции (при отходе — разрушения , при наступлении — переправы, дороги и мосты), общей оперативной обстановкой и в значительной степени—местностью; особые условия войны и развитие отдельных или включение новых специальностей могут несколько изменить в будущем характер Военно-инженерного дела.

Особую область составляет военно-морское инженерное дело.

Фортификация, наука из цикла военно-инженерных наук, указывающая способы возведения искусственных сооружений или приспособлений на местности. имеющих целью прикрыть живые силы и материальную часть войск от наблюдения, огня и отравляющих веществ противника, создать наилучшие условия для наблюдения за ним и применения против него огнестрельного оружия и воздвигнуть препятствия или преграды для его продвижения. Тактика (см.) указывает приемы использования этих сооружений в оборонительном или наступательном бою.

Поскольку искусственные сооружений возводятся в тех случаях, когда местность не обеспечивает достаточного укрытия, наблюдения обстрела и преграды, но все же в строгом соответствии с условиями местности,— Фортификация указывает методы наилучшего оборудования местности при помощи военно ижинерного искусства—дли выполнения конкретной оперативной или тактической (боевой) задачи. Общая цель искусственных сооружений—с наименьшей затратой силы использовать сопротивление земли, камня, дерева и т. п. материалов. В зависимости от назначения, местности, материала и способа производства работ Фортификация делится на:

  • полевую,
  • временную и
  • долговременную.

По опыту войны 1914—1S всё эти разделы Фортификации со свойственными им сооружениями, дополняя друг друга, должны служить руководством при ведении фортификационных работ как в мирное, так и в военное время.

  1. Фортификация полевая (фр.—organisation du terrain, нем.—Feldbefestigung, польск.—forty-fikaeja polowa) охватывает оборудование местных предметов или сооружения, производимые самими войсками или силами местного населения под руководством войск из подручного материала (земли, дерева), а иногда из материала (железа, быстро твердеющего цемента, железобетона), доставляемого на места работ наличными траспортными средствами.
    1. В большинстве случаев приспособления н сооружения имеют значение только на время данной операции или данного боя. «Устройство полевых укреплений так же старо, как и существование армий. Древние армии были даже большие знатоками этого искусства, чем современные» ( Э н г е л ь с , Фортификация, в кн.: М а р к с и Э н г е л ь с , Соч., т. X I , ч. 2, стр. 515). Уже в 4 веке до х р . эры римские легионы укрепляют свои лагери валами и рвами.
    1. Усовершенствованно огнестрельного оружия вызвало более широкое применение полевой Фортификация и изменило характер фортификационных сооруженнй.
    1. В 17 и 18 пи. в полевом бою войсками широко применялись оборонительные земляные работы.

В период революционных и Наполеоновских войн конца 18 и начала 19 вв. полевая Фортификация применялась в маневренной войне (напр. Бородинское сражение 1812).

Эпоха нарезного оружия (середина 19 в.) расширила применение полевых укреплений (см. Окоп). Так напр., при обороне Севастополя (1854—55) применялись окопы для стрелков и т. п.; в период Русско-турецкой войны 1877— 1878 строились редуты, опорные пункты из сочетания редутов с окопами и ряды длинных траншей. Пехота снабжалась носимым шанцевым инструментом (см.). В Англо-бурской войне 1899—1902 широко применились узкие и глубокие окопы, хорошо замаскированные и укрепленные засеками или др. искусственными препятствиями (см.).

Опыт Русско-японской войны 1904—05 подтвердил необходимость применения полевой Фортификации (самоокапывание, полевые форты, применение местных предметов и т. п.) в борьбе с новейшим огнестрельным оружием (пулеметы п скорострельная артиллерия). Перед войной 1014—18 большинство армий было слабо подготовлено к производству фортификационных работ в бою. В некоторых армиях преобладало мнение, что лопата убивает наступательный порыв пехоты. Однако могущественные средства современного огнестрельного оружия (пулеметы и артиллерии) вскоре после начала войны принудили пехоту окапываться в бою. В иачале войиы (1014) войсками применялись обыкновенные стрелковые окопы, усиленные искусственными препятствиями.

О.П.—опорный пункт; Ц.С.—центр сопротивлении очень большое значение, способствуя стабилизации фронта.

С момента стабилизации фронта вместо системы опорных пунктов появились непрерывные окопы.

Оборонительная позиция делалась неглубокой и носила кордонный xapaктep. Наступательные операции 1915 показали, что артиллерийский огонь разрушает полностью первую линию, поэтому увеличивается глубина всей позиции, оборона лучше приспособляется к местности. Вследствие усиления пулеметного огня появляются центры сопротивления, взаимно фланкирующие друг друга.

Дальнейший рост средств атаки (тяжелой артиллерии, авиации, химии и танков) вызвал появление более эластичной обороны, использующей мощь современной артиллерии, огневых средств п фортификационных сооружений. Борьба происходит не на первой линии, а за первой линией и около нее. Линии превращаются в оборонительную полосу, которая в период позиционной войны (1917—18) образует сложную сеть окопов, ходов сообщения н препятствий. Весьма широкое применение получила маскировка всех искусственных сооружений.

Инженерное оборудование местности в современных условиях должно дать обороняющемуся наилучшие условия использования огневых средств, прочные укрытия, обеспечение от ОВ (отравляющих веществ), хорошее сообщение между огневыми группами и развитой сетью препятствий и заграждении (см.) против пехоты и танков. И связи с широким развитием инженерных средств для быстрого создания искусственных преград особое значение получило сооружение целых систем заграждений на путях наступления противника или для обеспечения флангов укрепленных полос, в состав которых входят проволочные препятствия, засеки, мины и т. п.

Похожие статьи:

Вам нравится тема статей

Загрузка ... Загрузка ...

Свежие записи

Свежие комментарии

Подпишитесь на нашу рассылку

Архивы

Нет комментариев для просмотра.

Рубрики

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии