Военная игра, групповое упражнение на картах или планах, проводимое с распределением участников по ролям (должностям). Военная игра может быть односторонней или двусторонней. Составляет одну из наиболее распространенных форм подготовки командного состава.

Военная игра
Военная игра возникла в Германии и первоначально велась на шахматных досках. До наст, времени все европейские армии заимствуют основные взгляды и технические приемы Военной игры у Германии. В Красной армии радикальная реформа системы Военной игры проведена штабом РККА в 1927. Военные игры могут быть
- политическими,
- оперативными,
- тактическими,
- штабными,
- тыловыми.
Первые два вида обычно двусторонние, прочие—односторонние. При односторонней Военной игре действиями противника управляет руководитель. При двусторонней игре участники распределяются на обе стороны, а руководитель является посредником и арбитром.
Военная игра требует от руководителя хороших способностей, больших знаний, выдержки и навыков. В особенности трудно проведение двусторонней тактической Военной игре. Участники ее размещаются (по сторонам) в разных комнатах. В особой комнате помещается руководитель с одним или двумя помощниками. Основная обязанность последних — фиксировать на карте (плане) и записями решения сторон и составлять сводки для руководителя. Исходное (первое) решение сторон должно быть готово к началу военной игры, для чего задания (изложение обстановки с указанием, что надо исполнить) выдаются сторонам за несколько дней.
Командование сторон или просто назначается или выбирается из числа участников каждой стороны в зависимости от характера принятых исходных решений (для этого нужно, чтобы до начала военной игры все участники приняли решение за старшего начальника своей стороны). В той же комнате, где находится руководитель, могут присутствовать наблюдающие, к-рым раздаются карты (планы) и задания. Таким образом, игра представляет интерес и пользу не только для непосредственных участников, но и для присутствующих.
Руководитель последовательно вызывает к себе то одну, то другую сторону, требует оценки обстановки и докладов о принятых решениях, а затем рядом вводных данных, основанных на действительных решениях сторон, создает изменения в обстановке, изображая этим течение боевых событий. При этом оперативное и астрономическое время вовсе не должны совпадать. После розыгрыша вводных данных руководитель дает стороне новую обстановку и отпускает для проработки, а к себе вызывает другую сторону.
Когда решения обеих сторон разыграны и обеим вручена новая обстановка, «ход» считается законченным, и устраивается короткий перерыв. Число ходов и их длительность зависят от учебных целей и содержания игры. Все разговоры между руководителями и играющими ведутся живо, командным языком или языком оперативных документов. Это вырабатывает в командном составе способность быстро оценивать обстановку, принимать решения и выражать свои мысли ЯЗЫКОМ приказов и донесений, —военно-морская игра—особый вид упражнений с командным составом морского флота.
Ее цель— дать практику в расчетах по использованию боевых средств морской войны, в составлении оперативных распоряжений и в принятии решений, проверяемых затем розыгрышем. Ценность военной игры заключается в ее живом темпе, в увлекательности и наглядности. Каждая игра завершается разбором, выявляющим ошибки и устанавливающим выводы. Разбор игры имеет не меньшее значение, чем сама игра.

