Мольтке, имея в руководящих штабах верных истолкователей своих намерений и имея решительный перевес в силах над противником, мог отказаться от приказного управления и ограничиваться директивами, ставившими подчиненным относительно более крупные, отдаленные цели, предоставляя им выбор средств исполнения.

Стратегия
Стратегия при благоприятном и неблагоприятном соотношении сил?
Сближение с неприятелем происходило на широких фронтах, и Мольтке отказался от централизации управления самим сражением. Основная мысль его была видна уже из самой формы подхода к сражению, в которой заключалась идея охвата или окружения. К а к только одна из колонн натыкалась на неприятеля и раздавались первые пушечные выстрелы, инициатива вырывалась частными начальниками.
Мольтке отказался от того, чтобы, по образцу Наполеона, предварительно вступления в бой, собирать все войска из походных колонн в общий резервный порядок армии, что представляло бы, при возросших массах, крупные затруднения. Все корпуса спешили, заслышав пушечный гром, на свой лад помочь вступившим в бой товарищам; колонны сворачивали с назначенных им маршрутов, спешили развернуться, батареи, обгоняя пехоту, рысью стремились на позиции, мгновенно вырастали стопушечные массы. Теория встречного боя была создана лишь впоследствии—Шлихтингом : в эпоху Мольтке мы встречаем встречный бой еще в «диком», неосознанном состоянии.
Методы встречного боя обеспечивают захват инициативы, но сражение теряет всякую планомерность; при надежном составе армии, превосходстве в технике и в подготовке старших начальников методы встречного боя обеспечивают значительные преимущества, но им свойственны и большие опасности: неожиданное движение атакующего с похода на укрепленную позицию, подчас хаотическое развертывание в косом положении к противнику, форсирование фронтальной атаки, не выжидающей результатов действий обходных колонн, сворачивание назначенных для охвата сил на фронт неприятеля.
Все эти крупные ошибки имели место и в сражениях, руководимых Мольтке
Последний, однако, предпочитал выгоды, даваемые бурным проявлением частной инициативы и выигрышем времени, возможности избежать отдельной неувязки посредством централизации управлений. Последняя сохранилась, по прусским уставам конца 19 века, только для атаки укрепленных позиций, в которых противник заблаговременно засел, где торопливость явно была не у места.
Военного искусства империализма, с его крайним обострением противоречий между империалистическими государствами, заставляющим их идти на все жертвы и на крупный политический риск внутри страны, чтобы сохранить или завоевать «свое место под солнцем»,—характеризуется использованием для ведения военных действий гигантски возросших производственных сил и масс населения. Воинская повинность в Германии в 1888 была раздвинута с 12 на 29 возрастов; в то же время количество ежегодно призываемых было увеличено в 1,5 раза вследствие перехода от трех к двухлетней службе.
Война имеет свою цель. Цель эта — успех, победа.
В период подготовки к войне 1914, связанный с именами Шлиффена, Жофра и др., преобладали вопросы оперативные:
- вопросы стратегического развертывания,
- управления громадными армиями,
- созданными империалистическими государствами, без учета вероятности длительной войны и
- необходимости экономической к ней подготовки.
Только сама война показала, что мобилизация перестала быть, как в эпоху Мольтке, единовременным актом создания действующей армии, а приняла повторяющийся характер и распространилась на всю промышленность и всю экономику государства. В течение войны государство формирует новые войсковые части в неслыханном прежде объеме и производит то:
- вооружение,
- боевые припасы,
- технику,
- одежду, на
- готовые запасы коих война велась раньше.
В первые 30 дней военных действий империалистской войны крупные армии понесли потери, значительно превосходящие полмиллиона людей, и израсходовали все свои снаряды, но, благодаря небывалой деятельности тыла, эти потери были быстро восполнены. Вследствие повсеместного распространения всеобщей воинской повинности, вследствие полного напряжения всех экономических сил наций путем раскола и одурачивания масс и установления режима осадного положения, при игре союзов и нарастании коалиций ни одна из сторон долго не могла получить того количественного и качественного перевеса сил, к-рыми располагали Наполеон и Мольтке, и поэтому империалистская война совершенно не знала ошеломляющих успехов Наполеоновской стратегии.
В оперативном отношении В. и. 1914— 1918 гг. характеризуется длительными операциями на позиционном фронте, который растянулся в пространстве на многие сотни км; железные дороги принимают участие не только в первоначальном развертывании, но и обслуживают самые операции; железнодорожный маневр, орудие мощных наступлений, в то же время представлял могучее средство в руках обороны. Электрический телеграф дополнился радиосвязью; техническая связь в 1870 имелась только со штабами армий, теперь телефон достигает взводов и даже отделений.
Благодаря введению автоматического оружия и развитию окопов и оборонительных сооружений, пехота растянулась на широкие фронты
Чувство локтя между частями боевого порядка утратилось и заменено телефонной связью. Глубокие изменения в тактическое и оперативное искусство эпохи империализма вносят авиация, химия и применение двигателей внутреннего сгорания для маневра (автомобили) и для боевых целей (танки). Чрезвычайно тесно связываются ныне действия фронта с деятельностью тыла. В 1870 вторгнувшиеся во Францию 700 тысяч пруссаков нуждались только в 3 поездах снабжения ежедневно; в янв. 1916 Германия должна была высылать на Западный фронт 170 поездов со снабжением в сутки. Военного искусства империализма широчайшим образом использует достижения столь могущественной в наши дни техники.
Военного искусства во всех странах представляет первичную систематизацию опыта последней войны,
Из изложенного ясно, что военное искусство периода первой мировой империалистской войны, пожалуй, не менее отличается от эпохи Мольтке, чем Военного искусства последней от Наполеоновского. Теория Военного искусства эпохи империализма, однако, еще не оформлена, отдельные ее проблемы, поставленные войной 1914—18, во всем мире решаются еще на ощупь; т. к. неясен еще вполне характер будущих войн, преподавание Военного искусства во всех странах представляет первичную систематизацию опыта последней войны, своеобразное сочетание устаревшей теории с омоложением ее путем изучения отдельных конкретных вопросов военного искусства. Национально — революционные войны в странах Востока и в колониях, гражданская война 1918—21 гг. изучены все еще недостаточно, точно так же, как и вопросы о характере предстоящих нам войн.
Военная игра, групповое упражнение на картах или планах, проводимое с распределением участников по ролям (должностям). Военная игра может быть:
- односторонней или
- двусторонней.
Составляет одну из наиболее распространенных форм подготовки командного состава. Военная игра возникла в Германии и первоначально велась на шахматных досках. До настоящего времени все европейские армии заимствуют основные взгляды и технические приемы Военной игры у Германии. В Красной армии радикальная реформа системы Военной игры проведена штабом Р К К А в 1927. Военной игры могут быть:
- политическими,
- оперативными,
- тактическими,
- штабными,
- тыловыми.
Первые два вида обычно двусторонние, прочие—односторонние. При односторонней Военной игры действиями противника управляет руководитель.
При двусторонней игре участники распределяются на обе стороны, а руководитель является посредником и арбитром. Военная игра требует от руководителя:
- хороших способностей,
- больших знаний,
- выдержки и навыков.
В особенности трудно проведение двусторонней тактической Военной игры. Участники ее размещаются (по сторонам) в разных комнатах. В особой комнате помещается руководитель с одним или двумя помощниками. Основная обязанность последних — фиксировать на карте (плане) и записями решения сторон и составлять сводки для руководителя.
Исходное (первое) решение сторон должно быть готово к началу военной игры, для чего задания (изложение обстановки с указанием, что надо исполнить) выдаются сторонам за несколько дней. Командование сторон или просто назначается или выбирается из числа участников каждой стороны в зависимости от характера принятых исходных решений (для этого нужно, чтобы до начала военной игры все участники приняли решение за старшего начальника своей стороны). В той же комнате, где находится руководитель, могут присутствовать наблюдающие, к-рым раздаются карты (планы) и задания. Таким образом, игра представляет интерес и пользу не только для непосредственных участников, но и для присутствующих.
Руководитель последовательно вызывает к себе то одну, то другую сторону, требует оценки обстановки и докладов о принятых решениях, а затем рядом вводных данных, основанных на действительных решениях сторон, создает изменения в обстановке, изображая этим течение боевых событий. При этом оперативное и астрономическое время вовсе не должны совпадать.
После розыгрыша вводных данных руководитель дает стороне новую обстановку и отпускает для проработки, а к себе вызывает другую сторону. Когда решения обеих сторон разыграны и обеим вручена новая обстановка, «ход» считается законченным, и устраивается короткий перерыв. Число ходов и их длительность зависят от учебных целей и содержания игры. Все разговоры между руководителями и играющими ведутся живо, командным языком или языком оперативных документов.
Это вырабатывает в командном составе способность быстро оценивать обстановку, принимать решения и выражать свои мысли ЯЗЫКОМ приказов и донесений,—военно-морская игра—особый вид упражнений с командным составом морского флота. Ее цель— дать практику в расчетах по использованию боевых средств морской войны, в составлении оперативных распоряжений и в принятии решений, проверяемых затем розыгрышем. Ценность военной игры заключается в ее живом темпе, в увлекательности и наглядности. Каждая игра завершается разбором, выявляющим ошибки и устанавливающим выводы. Разбор игры имеет не меньшее значение, чем сама игра.

